контактный телефон: 8-800-30-20-149
Создание сайтов, поддержка, раскрутка и продвижение сайтов по всей России
Корпоративный блог дизайн-студии «Аспект»
08 февраля 2011

Яна Франк (Miu Mau) «Дневник дизайнера-маньяка»

книги о дизайне сайтов, как стать хорошим дизайнером, яна франк, miu mau, как стать хорошим арт-директором, дневник дизайнера-маньяка
«Зачем вы пишите, как стать хорошим дизайнером? Теперь все станут хорошими дизайнерами, и вам придется стать космонавтом, чтобы не умереть с голоду.»
Отзыв читателя о книге «Дневник дизайнера-маньяка» Яны Франк

2-е издание, исправленное и дополненное, Москва, издательство Студии Артемия Лебедева, 2008

Опубликованный в формате увесистой книги сетевой дневник Яны Франк о «наболевших» проблемах профессиональных дизайнеров и арт-директоров: встречаются ли в природе идеальные заказчики, как понять, что хочет клиент, обязан ли дизайнер быть художником, сколько времени тратить на поиск свежих идей и где их искать, как работать в творческом коллективе и переживать собственный кризис.

Когда книга Яны Франк попалась мне в руки, прочитав название и посмотрев картинки, я сделала ошибочное заключение, что этот труд  — творение типичного дизайнера, маньяка, так сказать. Но купила книгу, так как уже много лет я стараюсь понимать таких иррациональных людей.

Меня ждало приятное открытие. Я не только прочитала то, о чем давно догадывалась сама, но и нашла очень много дельных советов, которые попытаюсь применить на практике в самое ближайшее время.

В общем, всем профессионалам очень советую прочитать саму книжку или заглянуть в блог Яны Франк. Для тех, кто все же полениться – размещаю избранное.

Цитаты из книги Яны Франк «Дневник дизайнера-маньяка»

Как стать хорошим дизайнером

Дизайнеру надо научиться рассчитывать свои силы. Не стоит обещать справиться со всем за час, лучше честно признаться, сколько времени потребуется для выполнения задачи, и уложиться в объявленные сроки.

Работу дизайнера нельзя рассчитать по минутам, умножив раскрашенные квадратные дюймы на количество пройденных мышкой километров и поделив на полученное число претензий заказчика. Профессионал должен иметь представление о том, сколько времени ему понадобится на задание определенного объема, но иногда пригодится запас на случай переделок или претензий. Рекомендуется «выбивать» себе лишний час для незначительных заданий и три-четыре – для больших проектов.

Лучше не отдавать работу сразу. Закончив задание, можно убрать результат подальше на полчаса или час. Потом взглянуть на все свежим глазом. Если найдется ошибка или неудачное решение, за оставшееся время можно что-то доработать.

Нужно работать, даже если от рабочего дня остался час. … В начале каждого проекта полезно отложить дела, не требующие больших временных затрат, и в освободившееся время браться за них. Если в текущий момент больше не осталось таких мелочей, можно подготовиться к будущим заданиям, о которых уже что-то известно: перелистать каталог с фотографиями и выбрать что-нибудь подходящее, посмотреть чужие работы, поискать вдохновение, сделать несколько эскизов.

Не стоит скрывать трудности. Если что-то не получается, дизайнеру лучше сказать об этом начальству или сотрудникам, принять их помощь и совет, нежели потерпеть полный крах.

Ценны мысли нужно коллекционировать. Хозяйственный дизайнер записывает на бумажках, собирает в тетради или складывает в коробки все стоящие идеи. Во времена творческих взлетов не каждый замысел удается реализовать, а когда ничего не приходит в голову, может пригодиться что-нибудь придуманное ранее.

Полезно сотрудничать с коллегами. Даже если дизайнер обуреваем грандиозными идеями, обещающими ему славу и признание, не стоит пытаться сдвинуть горы самостоятельно.

Иногда можно прятать эскизы от коллег, но никогда нельзя делать их недоступными для арт-директора. Очень плохая привычка – выкладывать файлы на сервер за три минуты до истечения последнего срока.

У дизайнера нет повода для переживаний, если сотрудники подражают его стилю или «срисовывают» у него. Стоит считать это комплиментом и поводом сделать что-то более сложное и трудное для повтора.

Нужно отвлекаться от работы на поиски вдохновения. Если дело не движется, можно посмотреть красивые книги или страницы других дизайнеров.

Не стоит посвящать поиску вдохновения очень много времени…

Дизайнер не должен секретничать. Все части его работы должны быть доступны руководителям в любой момент и на любом этапе. Если что-то не получается и эскиз выглядит непрезентабельно, можно рассказать, что в нем еще изменится и почему предварительные наброски столь неприглядны, но не прятать их. Шеф должен знать, что его подчиненный работал, и видеть, на что уходит его время.

Если надвигается аврал, дизайнер должен сохранять спокойствие и думать, как спасти положение. Если ясно, что определенные вещи в срок сделать никак не удастся, не стоит изображать рвение и обещать невозможное. Менеджеры и программисты не обязаны понимать,, что он успеет сделать, а что нет. Поэтому лучше обсудить ситуацию с остальными участниками проекта, сообщить, на что надеяться бесполезно и почему, предложить другие варианты и вместе искать приемлемое решении.

Многие сотрудники, в особенности менеджеры, чувствуют себя виноватыми, если им удается сохранять спокойствие, когда кругом катастрофа. Они считают своим долгом бегать по офису, переживая о происходящем, биться в истерике и демонстрировать полную потерю сна и аппетита. Дизайнеру лучше не принимать участия в коллективном психозе и не заражаться подобными настроениями.

Дизайнеров часто обвиняют в легкомысленном отношении к проблемам, неорганизованности и недостатке дисциплины. Менеджеры и программисты устраивают им сцены, полагая, что иначе дизайнер, полагая, что иначе дизайнер не осознает серьезности положения в нужной степени. Чтобы этого избежать, следует объяснить им, что охватывающий их экзистенциальный ужас понятен, и пообещать сделать все возможное для спасения ситуации.

И давно это у вас?

Как-то мне удалось услышать комплимент в адрес арт-директора: «Он замечательный диагност! За короткое время выявит все пожелания любого клиента!» Я спросила, почему арт-директора описывают как врача, выходит, заказчик – больной, нуждающийся в помощи? Мне ответили, что клиент ничем не болен, но первая встреча, как правило, похожа на визит к врачу: человек пришел за помощью и часто сам не знает, что ему надо. Предстоит выяснить, чего ему не хватает, и как можно скорее дать ему это, иначе он будет возвращаться вновь и вновь, пытаясь изложить свои пожелания и проблемы в длинных беседах и становиться все более несчастным.

На работе арт-директор должен делать не то, что хочется ему, — он получает деньги за исполнение желаний клиента.

Задача арт-директора – узнать, что нравится заказчику.

Задача часто усложняется тем, что заказчик сам не знает, что его привлекает, либо по каким-то причинам в этом не признается. Например, ему сказали, что китч – это ужасно, показав при этом на вещь, вызывающие у него самые теплые чувства. Теперь он стесняется своего вкуса и боится попросить сделать ему такое. Проблема заключается в том, что он все равно будет пытаться получить от дизайнеров именно это. Следовательно, лучше сразу выяснить, чего ему хочется, в крайнем случае назвав это по-другому.

Книги, представляющие конкретный стиль, или сборники с разными примерами тоже могут очень пригодиться.

Собирать нужно примеры всех стилей и направлений, включая те, что не нравятся дизайнерам, непопулярны, затасканы, устарели, надоели, являются демонстрацией плохого вкуса и скучны.

Если заказчик одинаково хорошо отзывается о совершенно разных примерах, нужно искать, что в них общего.

Не нужно ругать примеры, избранные для дальнейшей работы. Даже если в результате просмотра заказчик выбрал все самое ужасное, безвкусное и некрасивое, задача арт-директора – сохранить все, что ему так понравилось, одновременно «дотянув» результат до такого уровня, чтобы было не стыдно показать профессионалам и понимающим людям. Если удастся найти золотую середину между выбором клиента и готовой работой, которой не придется стесняться, их можно поздравить.

Когда музы нет дома: творческий кризис как образ жизни

Жизнь дизайнера сложилась так удачно, что после нескольких хороших работ ему долгое время постоянно говорили, что он — гений, который все делает безупречно. Наслушавшись таких приятных вещей, человек иногда «взлетает» слишком высоко и перестает стараться. А сделав плохую работу, не хочет ее переделывать, потому что уверен в своей безупречности и принимает критику заказчика или арт-директора за каприз. Когда ему говорят в более жесткой форме, что «все плохо», он расстраивается, и у него опускаются руки.

Все это приводит к тому, что дизайнер, едва прочитав техническое задание не делает хорошего, сильного эскиза, полного искрометных идей. Так как это состояние не является для него привычным, он не сразу начинает беспокоиться и некоторое время отодвигает от себя «момент истины», уверенный в том, что стоит только сесть на одну ночку, и все получится. Когда он наконец садится работать и обнаруживает, что хорошей идеи нет и не предвидится, начинаются паника и метания.

Заметить, что дизайнер впадает в творческий кризис довольно просто.

  Узнав про задание все, он затихает и уползает в свой угол. Не говорит, что у него есть хорошая идея, не хвастается тем, как ему хорошо работается и не показывает эскизов. Можно подумать, что он «ушел в себя»и работа захватила его, но вскоре становится ясно, что это не так.

  Чем ближе к первому показу работ, тем более невидимым становится дизайнер. Он старается не попадаться на глаза арт-директору или хотя бы не говорить с ним о работе. От предложений посмотреть эскизы он откровенно уклоняется.

  Когда, окончательно потеряв терпение, арт-директор ставит дизайнера к стенке и требует показать эскизы немедленно, тот сообщает, что все почти готово. Осталось только поправить несколько мелочей. При этом просит его не ждать, обещая, что подготовит все только поздно вечером или ночью. Это означает, что ничего не готово вообще, работа не начиналась или была брошена сразу после первых штрихов. А теперь он собирается все сделать ночью и «выбивает» себе последнюю отсрочку.

Если начальство слишком поздно замечает, что у дизайнера творческий кризис, а потом начинает подгонять его слишком настойчиво, дизайнер часто начинает вести себя как ребенок, загнанный в угол.

Не «вываливайте» на каждое задание все лучшее, что у вас есть. Грамотный арт-директор все равно не будет предлагать заказчику миллион идей — у него только глаза разбегутся, он или не выберет ничего или потребует все смешать в одну кучу. Поэтому, чаще всего достаточно одной идеи с предложением ее купить. Соответственно, арт-директору тоже не нужно притаскивать 33 идеи, даже если они, на ваш взгляд, подходят к данному заданию все. Выберите одну-две, которые годятся лучше прочих, а остальные приберегите, они вам еще понадобятся.

Если вы недавно показывали коллегам удачный эскиз, который не пригодился, не стыдитесь примерить его к новому заданию, даже если большинство коллег это заметят. Хорошие идеи — слишком ценное «добро», чтобы выбрасывать их на помойку только потому, что они уже были кому-то показаны. Делать такие вещи в присутствии заказчиков не обязательно, но в агентстве или студии «все свои» и знают цену оригинальным находкам.

Если идея кажется вам тупиковой, а кто-то из коллег отзывается о ней с восторгом, подарите ее. Лучше наблюдать, как другой делает из вашей мысли нечто хорошее, чем похоронить ее. Возможно, в следующий раз кто-нибудь подарит свою идею вам.

Храните невостребованные идеи и не пригодившиеся полеты фантазии в тетрадках и коробочках. А когда в голове будет пусто — обратитесь к ним. Может среди них найдется подходящее решение.

Если с вами все же случился творческий кризис, признавайтесь в этом как можно скорее. Никто не лишит вас шанса попробовать выполнить задание, но по крайней мере арт-директор будет готов вас заменить, если вы не справитесь совсем. Если арт-директор заметил, что кто-то из его дизайнеров «захандрил», хорошо бы ему вытащить из дизайнера все тоже признание. И по-хорошему предложить вместе поискать выход из положения, пока не поздно.

Не надо думать, что произошла какая-то редкостная трагедия. Творческий кризис — это естественное состояние большинства людей. Если вам ни разу не доводилось этого испытать, считайте, что вам повезло. А «творческий приступ», который заставляет людей выполнять сложные заказы с легкостью и вдохновением — на самом деле подарок судьбы и расчитывать на него нельзя.

При первом же столкновении с творческим кризисом дизайнер показывает, какой он профессионал. Потому что профессионализм заключается именно в умении хорошо работать, даже когда прекрасные идеи и гениальные решения не падают с неба, стоит только этого захотеть. Обратите внимание на высказывание агента в начале этого рассказа: он не доверяет художнику. Потому что боится, что творчество — это все, что у него есть. Чем больше у человека творческих порывов, тем больше он полагается только на них. И тем хуже это кончается.

Заметив, что вы погрузились в кризис, беритесь за работу немедленно. Если у вас есть шанс сделать работу хорошо, имейте в виду, что теперь на нее уйдет заметно больше времени.

Пик совершенства находится в золотой середине

… В самом деле, обстоятельства не требовали создания шедевров, иногда сроки были важнее качества, или сам факт наличия некой вещи в нужный момент уже разрешал все проблемы.

Как выяснилось, человек, делающий все безупречно, выбирает не максимум, а золотую середину. Искусство состоит в том, чтобы правильно решить, что в каждом отдельном случае является достаточным. Для того, чтобы сделать незначительные мелочи не лучше и не хуже, чем надо. А сэкономленные силы потратить на то, чтобы сделать важные вещи настолько хорошо, насколько это вообще возможно.

Многих вещей можно добиться «малыми средствами». Покрыв несколько квадратных метров миллиметровыми штрихами, каждый художник однажды заметит, что множество точек, поставленное на рисунке свернутой из бумажки палочкой, выглядит не хуже, а времени занимает в десять раз меньше. Конечно, сделать миниатюру, поражающую воображение всех нормальных людей своей филигранностью, гораздо приятнее, и каждому когда-либо захочется сделать работу, о которой коллеги скажут: «Не верится, что у кого-то может хватить на такое терпения».

Умение возиться с деталями, не жалея для этого сил и времени, всегда очень похвально. Но иной раз стоит подумать, не лучше ли просто вырезать фигурку для плаката из цветной бумаги и потом целый вечер украшать ее деталями, вместо того, чтобы пытаться всю ночь ровно «залить» краской одно пятно, и не успеть ничего, кроме этого?

Как сделать из лягушки конфетку?

Дизайн — творческая работа, ею нельзя давиться, как земноводным. Невозможно сделать нечто красивое, если от работы вас мутит.

Но несколько действенных способов сделать из лягушки если не конфетку, то по крайней мере, вполне съедобный бутерброд, есть:

1. Если работа повторяется часто и не слишком объемна, можно превратить ее в рутину. Когда действие становится рутинным, оно переходит под ответственность другой части мозга и начинает выполняться с меньшими затратами, а главное — без эмоций. Именно поэтому столь печален результат, если рутинным становится действие, ценное связанными с ним переживаниями. Однако, если дело вызывает исключительно негативные чувства, в списке рутин ему самое место. Чтобы дело стало рутинным, достаточно постоянно выполнять его в одно и то же время, через одинаковый промежуток времени.

2. Если проект не нравится, потому что дается с трудом или получается плохо, его можно выполнить как учебное задание. Выполняя упражнение, дизайнер с самого начала настраивается на то, что результаты его усилий будут скромнее его ожиданий, и отчаиваться по этому поводу бесполезно. Можно утешиться тем, что неудачи входят в обязательную программу, но с каждым повторением любое задание получается лучше, и можно быть уверенным, что успех — лишь вопрос времени.

3. Мерзкий проект, описанный скверным техническим заданием, охраняемый узколобым заказчиком, страдающим дурновкусием, можно попытаться выполнить хорошо «на спор». Спорить при этом можно как с коллегами, так и с самим собой. Вопрос: «Смогу ли я эту пакость превратить в потрясающий, интересный дизайн?» или «способен ли я продать этому заказчику нечто, соответствующее его пожеланиям, но при этом достойное моего имени?», будит азарт и может превратить унылый заказ в увлекательное соревнование.

4. Если задание безнадежно, можно попытаться превратить его в «духовное упражнение» и найти в нем хоть что-то приятное. Почитайте старину Огилви, утверждавшего, что можно от всей души полюбить любую глупость, проникнувшись мыслью о том, что для вашего заказчика, кем бы он ни был, это — изобретение его жизни, важнейший его проект. Подобная «искусственная эйфория» не может длиться вечно, но ее может оказаться достаточно для того, чтобы от всей души продать или оформить проект. А большего и не надо.

5. В наихудшем случае спастись можно лишь страшной местью за все плохое, пообещав себе после удачного окончания проекта сделать вариант «для внутреннего пользования», где будут отражены все эмоции, связанные с заказом и теми, кто за ним стоит. При таком подходе абсурдные или непонятные просьбы переделать работу пригодятся в коллекции занятных идей, которыми позже можно воспользоваться.

Главное — не терять при этом чувство юмора.

miu-mau, книги о дизайне, дизайн сайтов

Эта картинка была нарисована на отвергнутом заказе, после того как пришлось двести раз перерисовать женщину: не в меру накрашена, одета чересчур «легкомысленно» (в шубе и в перчатках!), стоит не так, не к тому обращается; и белку: не достаточно весела, смотрит не туда, свистит не так и летает неправильно.

Смеялись все, не исключая менеджеров, и всем стало легче.

Дизайнер — враг художника! (Хорошо хоть не друг человека!)

Не надо путать профессию дизайнера с профессией художника, и не надо эти понятия друг с другом связывать намертво. Человек может быть одним из двух или и тем и другим, так же, как он может быть одновременно «художником и литератором» или «художником и музыкантом», или «художником и садоводом». Одно с другим не связано напрямую.

— Дизайнер — это профессия, в которой изобразительное искусство играет далеко не самую главную роль. Дизайнер — это хороший психолог, который умеет угадать желания заказчика, и материализовать их. Так же дизайнер — это генератор хороших идей, не обязательно сугубо изобразительных. Дизайнер — это человек, хорошо понимающий технологии, в которых будет реализован его дизайн, и умеющий ориентироваться в своей работе на их особенности. Еще дизайнер — это человек который продает не свой собственный стиль и почерк, а тот стиль, который любит заказчик, будь то Рококо или Модерн. Это профессионал, умеющий работать с макетом, шрифтом и пространством, не наступая при этом слишком сильно на горло мечте заказчика. Дизайнер — человек, умеющий найти золотую середину между «грамотно» и «красиво», при этом в вопросе про «красиво» опираясь на то, что считает красивым заказчик…
При чем здесь художник?

Если человек — художник, это часто помогает ему придумывать хорошие и красивые вещи для дизайнов на работе. Но он будет хорошим дизайнером только если он при этом умеет на работе забыть про то что он художник, и поставить на первое место не свой художественный вкус, а требования заказчика.

Бумажка — лучший друг настоящего веб-дизайнера

Дизайнер — существо трепетное. И все у него в жизни сложно…

Эта картинка была нарисована на отвергнутом заказе, после того как пришлось двести раз перерисовать женщину: не в меру накрашена, одета чересчур «легкомысленно» (в шубе и в перчатках!), стоит не так, не к тому обращается; и белку: не достаточно весела, смотрит не туда, свистит не так и летает неправильно.

Смеялись все, не исключая менеджеров, и всем стало легче.

«Собственный стиль» — достойная цель или тупик?

Вот полный список аргументов. Выводы каждый сделает самостоятельно.

[-]
«Узнаваемый стиль» не всегда состоит только из кучи наработанных приемов, на которых непрерывно ездит художник/иллюстратор. Но, к сожалению, чаще всего происходит именно так.

[+]
Он нарабатывается немалым трудом, но когда «дело уже пошло», укрепляется довольно быстро. Как только стиль выработан, появляется уверенность — в его границах художник чувствует себя сильным.

[-]
Поэтому так трудно оторваться и начать двигаться в новом направлении. Это — тупик, потому что многим в определенный момент жизни хочется перестать делать «одно и то же», а отойти от привычного страшно.

[-]
Когда человеку хорошо живется «среди наработанных шаблонов», он может и не вспомнить о том, что хорошо бы развиваться и дальше. Потому что ему и так неплохо. А развиваться надо (so is life).

[-]
Даже когда пытаешься пробовать что-то новое, наработанные приемы «сами лезут поперек батьки» — иногда можно и не заметить, что опять нарисовал старое.

[+]
Создавать несколько картинок на основе знакомых приемов легко.

[+]
Как раз умение делать много картинок хорошего качества — первое условие, необходимое для того, чтобы из иллюстратора сделать «продаваемого» иллюстратора.

[+]
Само по себе наличие этого сильно выраженного узнаваемого стиля — второе главное условие для достижения коммерческого успеха.

[-]
Чем значительнее коммерческий успех, тем труднее оторваться от привычного.

[+]
Чем меньше коммерческий успех, тем чаще придется слышать, что «вы занимаетесь черт знает чем, в то время как другие работают» и сомневаться в своей правоте (ведь детей и кошку кормить надо).

[+]
Художники и иллюстраторы, не имеющие своего «выраженного cтиля», часто чувствуют себя «безликими». Фигня, но попробуйте, например, убедить сейчас в этом Дениса.

[+]
Выработать у себя подобные «приемы» не так уж просто. Поэтому некоторые художники, не сделавшие этого, часто чувствуют себя «виноватыми», потому что не потратили на это нужное количество времени. Немного похоже на драму с умением рисовать: «Ты сначала научись, а потом уже говори, что тебе это не нужно».

[?]
В изобразительном искусстве и ремесле, как и во всем остальном, надо к чему-то стремиться. Если согласиться с тем, что нарабатывание кучи удобных приемов, на которых можно потом прожить всю жизнь — неправильная цель, то становится сложно ответить на вопрос: «А к чему тогда стремиться?»
(Ответа предлагать не буду, потому что он у каждого свой и «правильного» вообще не существует.)

[?]
Жить параллельно «двумя жизнями» — то есть делать коммерческие работы и рисовать для себя — невероятно трудно.

[?]
Работать «кем угодно», а рисовать «для себя» — затея, почти обреченная на гибель. Любая работа отнимает слишком много сил, и после нее еще что-либо серьезное делать сложно. А рисовать «раз в год» — мало. Не получится совсем ничего.

[!]
Я забыла тех, кому честно, от всей души, в самом деле ничегошеньки не надо, кроме как наработать себе что-то, что будет хорошо получаться и до конца жизни приносить радость и деньги. Я искренне не хочу, чтобы кто-нибудь углядел в этой фразе иронию. Я и в самом деле считаю, что эти люди — самые счастливые из всех рисующих.

***

Между звонком Дениса и сочинением этой статьи я ходила к маме. Услышав о беде Дениса, мама сначала воскликнула: «Пусть радуется!» Потом, перебрав все аргументы, мы пришли к выводу, что больше всего Денис плачет о коммерческом успехе, которого ему не видать, пока стиля не будет (потому он и работает дизайнером). На это мама мудро сказала: «Ну да, все гениальные художники умерли бедными. Так что пусть лучше работает дизайнером и рисует, пока молодой и сил все хватает и на то, и на другое. А там посмотрим».

Фунт красоты

Опытный арт-директор легко отличит иллюстрацию, сделанную за 4 часа от той, на которую было потрачено 2 дня, даже если стиль иллюстратора лаконичен, и рисунок его исчерпывается несколькими контурами и цветовыми пятнами. Заказчики часто не могут сформулировать, что именно им нравится или мешает, но тоже чувствуют разницу.

Где начинается профессионализм?

Представим, что маленькая иллюстрация стоит 50, разворот — 300, а плакат — тысячу долларов. При этом самая дешевая картинка должна быть такой, чтобы не стыдно было ее тиражировать. Плакат должен быть технически совершенен и поражать зрителей и коллег оригинальностью и гармонией.

Простую картинку желательно делать за 2-4 часа. Если иллюстратор тратит на нее больше времени, работа его не окупается. В начале своей карьеры почти все справляются с подобными заказами за 8-10 часов, скрывая от заказчиков недостаток профессионализма, в результате трудятся слишком много и получают мало. Позже работают эффективнее и успевают в обычные сроки. С прибавлением опыта тот же объем работы выполняется легче, появляются «лишние» силы и время. Приведу несколько возможных сценариев дальнейшего развития событий:

— Делать то же самое в меньшие сроки, жить скромно, но спокойно, иметь время для собственных проектов и не надрываться.

— Выполнять больше заказов при той же затрате сил и зарабатывать больше.

— Тратить на работу положенное время, всякий раз предлагая заказчику немного больше, чем он просил, улучшая тем самым свою репутацию и повышая спрос на свои картинки. Обычно, при таком отношении к работе иллюстратору через некоторое время начинают больше платить за его труд, осознав, что он того стоит, правда, жить не становится легче, потому что привычка работать максимальное время остается.

— По-прежнему тратить на каждый заказ все имеющееся в распоряжении время, ночи и выходные, чтобы сделать наилучший вариант. Сторонники такого подхода продают каждому заказчику драгоценность, даже если это «копеечная картинка». Работа в таком режиме тяжела и требует больших жертв, однако может обеспечить иллюстратору головокружительную карьеру.

Разумеется, «бездумное отрабатывание своей программы» не является ключом к наибольшему успеху, как и всякий путь наименьшего сопротивления. Однообразные картинки быстро приедаются зрителям, даже если технически они безупречны. Нужно совершенствоваться и придумывать нечто новое и интересное. Чем легче иллюстратору дается рутина, тем больше может он сделать «сверх плана», тем вернее завоюет он сердца заказчиков.

Кому я нужен, бедненький сиротка, пойду на релься лягу поперек!

Большинство карьер начинается с того, что некий работодатель делает вам одолжение, дав шанс показать себя. Он более или менее терпеливо ждет, пока вы совершите все полагающиеся новичку ошибки, испытаете горечь поражений, уготованных вам суровой жизнью, и найдете свое место в коллективе. Вы благодарны ему за то, что он вас не притесняет, по достоинству оценивает ваши труды, помогает разобраться и дает дельные советы, и в один прекрасный день вы становитесь полезным человеком, приносящим своей фирме деньги, выполняющим горы работы и радующим сердца начальства и клиентов.

В этот момент обычно и происходит одна из двух самых распространенных трагедий с участием сотрудника и работодателя.

Сценарий первый: Дизайнер думает, что он никому не нужен.

Несчастье настигает нашего героя, если он, за стараниями упускает торжественный момент. Он давно уже не совершает грубых ошибок, приносит пользу своей фирме, но все еще чувствует себя новичком и обузой. Чаще всего это происходит, если работодатель не спешит признать заметный рост своего сотрудника потому, что работать с вечно осознающим свою вину «козлом отпущения» ему приятнее. В этой ситуации всякий творческий человек начинает чахнуть и терзаться сомнениями: «За что? Ведь не так я плох!», но заявить протест против несправедливого отношения страшно, ведь поверить в то, что ты кому-то нужен, трудно, если эта мысль не получила подтверждения из авторитетных источников.

В какие бездны погрузится дизайнер, обуреваемый подобными мыслями, страшно подумать. Рассуждения о несправедливости жизни и тщете всего сущего приведут его к самым ужасным вещам — увольнению по собственному желанию сию минуту, демонстративному прыжку из окна, на глазах у арт-директора или расстрелу всего аппарата управления, в лучших традициях «Natural born killers».

Пока трагедия не подошла к своему кровавому финалу, следует выяснить «душат» ли вас намеренно, или не продвигают по службе и не относятся серьезнее, потому что не замечают ваших достижений. Второй вариант вероятнее. Любой начальник — очень занятый человек, более всего любящий, когда все работает, и нет никаких проблем. То, что вы взяли на себя большее количество ответственных задач и уже не нуждаетесь в поддержке более опытных коллег, может остаться незамеченным. Здесь помогает одно — обратить на себя внимание, попросить более интересных и сложных заданий и не вести себя, как виноватый ребенок, столкнувшись с затруднениями,- неполадки случаются всегда, а профессионализм сотрудника определяется его способностью вовремя оценить масштабы происходящего и попытаться как можно раньше все поправить с минимальными потерями.

Хвалиться при поиске новой работы опытом, которого вы не имеете, стоит только в том случае, если вы готовы получать его «на ходу» и нести ответственность за катастрофы, которые могут при этом возникнуть.

Сценарий второй: Дизайнер думает, что кому-то очень нужен.

Получив наконец работу своей мечты, почти каждый сотрудник начинает «окапываться», окружать себя горой важных задач и тянуть на себя все больше ответственности. Все эти действия — признак желания стать незаменимым.

Мотивы такого поведения понятны, — человеку хочется, чтобы им дорожили и боялись его потерять, но здесь кроется одна из самых больших ошибок — незаменимый сотрудник представляет собой опасность для начальства, обладающий слишком большой властью подчиненный никому не нужен. Заметив, что выход отдельного дизайнера на больничный влечет за собой аврал и невозможность выполнения важных вещей в его отсутствие, любой работодатель спохватится и быстро расформирует баррикаду из дел, за которой он спрятался. Ставшего незаменимым попросят поделиться обязанностями с ассистентами и коллегами и посвятить во все дела кого-нибудь еще,»на всякий случай». Это обычно трактуется, как недоверие или результат плохой работы, либо наводит на мысли о надвигающемся увольнении: «Они хотят аккуратно от меня избавиться».

Когда у человека вдруг забирают большую часть дел, ему кажется, будто земля уходит у него из под ног, с ним поступают подло, отбирают то, что он уже присвоил, наверняка желая при этом зла. Его одолевают паранойя и обиды,- отдавать прибранное к рукам не хочется, ведь столько работы было вложено в организацию всех мелких дел, а теперь их нужно «готовенькие» дарить чужому, вовсе такой чести не заслужившему. Признать, что эту работу может делать каждый, представляется девальвацией собственных трудов, а обучение не посвященных — бременем, и так времени ни на что не хватает , а тут еще маленьких воспитывай.

Нужно смотреть правде в глаза,- люди, приносящие много пользы, нужны всем, но не надо забывать, что работодатель занимается бизнесом, он не может позволить себе быть зависимым от отдельного человека. Самые теплые отношения между работодателем и подчиненным заканчиваются, если кто-либо из них нарушает условия договора, совершает серьезные ошибки или у фирмы попросту не хватает денег, иногда кто-то увольняется или бывает изгнан с работы по личным причинам. К этому должен быть готов каждый, и ни один владелец фирмы не позволит кому-либо из сотрудников «прибрать к рукам» часть своего бизнеса до такой степени, что в его отсутствие работа останавливается.

В результате, самым удобным для начальства оказывается тот, кто хорошо делает свое дело, не претендует на «чужие территории», и помнит о том, кто является хозяином ситуации. Для того, чтобы к вам не привязывали ненужных людей, лишь затем, чтобы они совали нос в вашу работу, и не заставляли делиться заданиями, которые проще делать в одиночку, работайте «прозрачно». Арт-директор или креатив-директор должен регулярно узнавать, чем вы заняты и легко находить все, связанное с вашей работой, абсолютно все рабочие файлы должны быть доступны хотя бы администраторам. Дизайнер должен хранить документы в структуре директорий, доступной для каждого, давать им понятные названия и не терять исходники, из которых делаются готовые работы: PhotoShop-документы, разбитые на слои, тексты, таблички и прочее «сырье», полученное от менеджеров.

Собственные стратегии и планы можно скрывать от подчиненных или прямых конкурентов, если имеет место конкурс, но не стоит надеяться, что вы сможете провернуть что-либо свое без согласия шефа или отвечающего за вас арт-директора или креатив-директора. Даже если вам это удастся, ничего, кроме неприятностей эта затея не принесет.

Относиться к работе нужно со всей серьезностью, но не стоит путать родную фирму с семьей,- любой трудовой договор представляет собой не только сделку об обмене работы на деньги, но также содержит равную для каждого возможность расторгнуть контракт в любой момент, и рано или поздно одна сторона это сделает. Выполняйте условия договора добросовестно, но не ищите в нем прав и обязанностей, в нем отсутствующих, и вы всегда найдете фирму, которой будете нужны, пока не обнаглеете.

Как стать хорошим арт-директором

Хороший руководитель не тот, кто все сделает сам, а тот, кто грамотно распределит работу и добьется от других наилучшего решения задачи.

Арт-директор может напомнить подопечным, что он, как и все, лишь выполняет чей-то заказ. Он может посочувствовать себе и дизайнерам, когда приходится делать не то, что нравится, но следует помнить, что для работы пожелания клиента, его вкусы и предпочтения важнее личных симпатий и антипатий.

Чтобы получить от исполнителя желаемое, надо внятно изложить ему задачу. Дизайнерам легче понять, что от них требуется, если привести примеры.

Арт-директор должен часто интересоваться, чем занимаются его дизайнеры. Он обязан знать, на что они тратят свое время, уметь оценивать их скорость работы и замечать, если она не движется и кто-то погружается в кризис.

Арт-директор не должен никому из подчиненных позволять погружаться в кризисы надолго. Если через четыре часа дизайнер продолжает рыться в литературе, нужно напомнить ему, что работа должна двигаться, и посоветовать бросить поиски. Он – профессионал, поэтому должен находить выход из ситуации в разумные сроки.

Арт-директору надо периодически менять дизайнеров местами.

Арт-директор должен контролировать своих сотрудников. Даже самые честные и обязательные творческие люди займутся своими делами, если не загружать их задачами равномерно и не следить за их выполнением.

Люди будут работать эффективнее, если каждый займется тем, что у него лучше получается.

Также полезно интересоваться частными проектами сотрудников. Возможно, дома кто-то трудится над шедевром, достойным особого внимания, проектом, способным принести автору деньги и славу. Иногда обсуждение или реализация идей, не требующих отношения к служебным обязанностям, может сильно поднять настроение. Главное – следить за тем, чтобы все не оторвались от работы совершенно.

Во времена авралов и кризисов арт-директор должен поддержать дизайнеров, поговорить со всеми и призвать к терпению, но напомнить, что тяжелее всем приходится ему, и не позволять слишком   увлекаться жалостью к себе. Лучше собраться с силами и постараться закончить работу быстрее.

Иногда стоит напомнить гениям, что они приходят на работу, чтобы зарабатывать деньги. Это тяжело, но ничего не поделаешь. Выполнение особенно нелюбимых заданий можно объявить конкурсом, и сумевшего с ними справится наилучшим образом наградить символическим призом (лучше всего подойдет, как всегда, бутылка вина).

Сотрудников нужно развлекать, если есть такая возможность, но не нужно приучать их к мысли, что каждый крупный заказ заканчивается большой гулянкой и организация увеселительных мероприятий входит в обязанности начальства.

Иногда арт-директору  приходится работать психотерапевтом для всего коллектива.

Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отзывов пока нет.